Биатлон главная
Главная
Календарь
Календарь
Результаты
Составы
Зачеты
Общий зачет

Айртон Сенна

Когда вспоминают Айртона Сенну, мгновенно всплывают в памяти такие эпитеты, как “несравненный”, “великолепный”, “феноменальный”… Он действительно был феноменальным гонщиком, “волшебником”, как называли его и коллеги по автоспорту, и фанаты-болельщики. Он ознаменовал собой эпоху, эпоху азарта, эпоху скорости и честной борьбы, без интриг и шпионских скандалов. С его уходом эпоха закончилась.

Его нет в живых уже четырнадцать лет – и автоспорт как-то свыкся с мыслью, что Сенна представлял собой своеобразный эталон гонщика. Хотя многие его рекорды, поначалу казавшиеся недостижимыми, оказались побиты его бывшим соперником Михаэлем Шумахером, а троекратное чемпионство и при жизни Сенны не было таким уж потрясающим результатом… Но тем не менее все равно – спроси любого болельщика “Формулы-1?: кто лучший гонщик всех времен и народов? Добрая половина ответит: Айртон Сенна. “Человек дождя” – он был непревзойден в дождевых гонках. “Мастер квалификаций” – и по субботам ему не было равных.

За руль он впервые сел в четыре года, в семнадцать лет стал чемпионом Южной Америки по картингу, а в двадцать четыре года впервые вышел на гонки “Формулы-1? в качестве пилота маленькой, неизвестной команды “Тоулман”. Вышел – и начал зарабатывать очки, подниматься на подиум, чего ну никак не ждали от бразильского новичка. Он уже тогда был феноменально быстр на прямых – порой мог замешкаться в повороте, но прямые были его коронным ходом: Сенна давил газ в пол, за ним было не угнаться. Естественно, на него обратили внимание – и он перешел в более успешную команду “Лотус”, где смог подняться до третьего места в чемпионате. Карьера развивалась: в 1988 году Сенну пригласили в “Макларен”, в напарники к двукратному чемпиону мира Алену Просту. Так образовался один из самых противоречивых тандемов в истории автоспорта.

Их первая встреча была случайной: машина, которую послали за Сенной в аэропорт, опаздывала, и менеджеры команды позвонили Алену Просту, который жил недалеко от аэропорта, с просьбой подбросить Сенну до автодрома. Прост согласился. Молодой бразилец сразу понравился чемпиону мира: Сенна шутил, балагурил, был чрезвычайно обаятелен… Но на трассе милый юноша превратился в жесткого и циничного соперника – и Прост понял, что ждать пиетета по отношению к чемпионским регалиям Алена от Сенны не стоит. И Сенна Проста не пощадил – в своем дебютном сезоне за “Макларен” Айртон завоевал свой первый чемпионский титул. В следующем году они снова соперничали за чемпионство: все решалось на трассе в японской Сузуке, где Сенна попытался выполнить сложный маневр и врезался в Проста. Француз сошел, а Сенна успел заехать в боксы и выиграть гонку. Однако Федерация автоспорта решила, что маневр Сенны был намеренным, дисквалифицировала его и лишила гоночной лицензии (но через короткое время вернула лицензию обратно).

Обиженный Прост ушел в “Феррари” – и на следующий год борьба закипела с еще большим ожесточением. На той же Сузуке Сенна намеренно не сбросил скорость в первом повороте и снова выбил Проста с трассы (через год он признает, что в этом поступке был умысел), заработав второй чемпионский титул… Они схлестнутся еще раз в 1993-м, когда Прост перейдет в “Уильямс” и выиграет свой четвертый чемпионский титул (Сенна будет вторым), объявив о завершении карьеры. И с этого момента былые соперники превратятся в хороших друзей – станут перезваниваться, встречаться, их отношения станут теплей…

Сохранился удивительный снимок швейцарца Роджера Бенуа – четыре чемпиона разных времен: Сенна, Прост, Найджел Мэнселл и Нельсон Пике сидят в обнимку на пит-уолл в Эшториле. Они были соперниками на трассе, но в жизни могли быть благородными – и даже если не приятельствовали, то все равно не позволяли себе злопыхательств по отношению друг с другом.

Хотя, что греха таить, Сенна порой мог позволить себе лишнее, схватившись в боксах с разгоряченным Эдди Ирвайном или заявив о романтических отношениях с женой Пике, чем навсегда заслужил нелюбовь соотечественника (естественно, эти заявления Сенны были просто словами и никакого подтверждения не получили). Однако все-таки вне гонок Сенна зачастую был прекрасным и милым человеком – он умел дружить и всегда был готов прийти на помощь: когда в 1992 году Эрик Кома попал на квалификации в страшную аварию, Сенна остановил свой болид, выскочил из кокпита и бросился к машине Кома. Рискуя жизнью, он отключил в разбитом болиде электронику – это спасло попавшего в аварию гонщика. В тот момент Сенна не думал, что может погибнуть сам, ему было гораздо важнее успеть спасти жизнь товарища.

Перед своей последней гонкой – Гран-при Сан-Марино 1994 года – он был подавлен: во время пятничных тренировок разбился и попал в больницу друг Сенны бразилец Рубенс Барикелло, а в субботнюю квалификацию погиб австриец Роланд Ратценбергер. Сенна вышел на свою последнюю гонку уверенной походкой трехкратного чемпиона. Впервые за долгое время он остановился перед толпой журналистов. “Чего вам не хватает?” – спросили его. “Моего друга Алена”, – сказал он. Это были последние слова великого гонщика – меньше чем через полчаса его синий “Уильямс” врежется в стену поворота Тамбурелло…

Он погиб так же, как жил, – неожиданно, стремительно. В его уход не верилось, как не верилось в то, что в человеческих силах показывать такие невероятные результаты на гоночной трассе. Со смертью Сенны что-то неуловимо изменилось в “Формуле-1? – и дело вовсе не в том, что он был самым великим гонщиком (хотя, возможно, он им и был), просто Сенна добавлял этому виду спорта какую-то столь необходимую гонкам толику харизмы. Он умел быть удивительно благородным – из кокпита его разбитого “Уильямса” извлекли окровавленный австрийский флаг: Сенна, видимо, не сомневался в своей победе и собирался посвятить гонку погибшему Роланду Ратценбергеру.

Его хоронила вся Бразилия – гроб, на крышку которого возложили гоночный шлем Сенны, несли на руках до самого кладбища. Могила Сенны стала местом паломничества любителей автогонок со всего мира – последним следом великого спортсмена на земле оказалась маленькая бронзовая плита на кладбище Морумби. На ней выгравировано всего несколько слов: “Айртон Сенна да Сильва. Теперь ничто не мешает моей любви к Богу”.

Поделитесь в социальных сетях:


Гран-при Мексики 2019

О трассе | Трансляции

25/10/2019 - 18:00 - 1-я практика

25/10/2019 - 22:00 - 2-я практика

26/10/2019 - 18:00 - 3-я практика

26/10/2019 - 21:00 - Квалификация

27/10/2019 - 21:10 - Гонка

# Имя Team Очки
1 GBR Л. Хэмильтон MER 338
2 Финляндия В. Боттас MER 274
3 Монако Ш. Леклер FER 221
4 Нидерланды М. Ферстапен RBR 212
5 Германия С. Феттель FER 212
6 Испания К. Саинс MCL 76
7 Франция П. Гасли TOR 73
8 Тайланд А. Элбон RBR 64
9 Австралия Д. Рикьярдо REN 42
10 Германия Н. Хюлкенберг REN 35
11 Великобритания Л. Норрис MCL 35
12 Мексика С. Перес RAC 35
13 Россия Д. Квят TOR 33
14 Финляндия К. Райкконен ALF 31
15 Дания К. Магнуссен HAA 20
16 Канада Л. Стролл RAC 19
17 Франция Р. Грожан HAA 8
18 Италия А. Джовинацци ALF 4
19 Польша Р. Кубица WIL 1
20 Великобритания Д. Рассел WIL 0

Франция'2004

News image

В 2004 году Шумахер и Ferrari выигрывали всё подряд...

Валенсия (Трасса имени Рикардо Тормо и просто городская трасса)

News image

После побед Фернандо Алонсо в чемпионатах мира 2005-2006, интересен...

Себринг

News image

Автодром Себринг, проложенный по дорогам общего назначения, частично по...

Детройт

News image

Проложенная в Детройте по дорогам общего пользования городская трасса,...

100%
-
+
3
Show options

Айн-Диаб - гонки в пустыне

News image

Решили как-то в Марокко провести гран-при Формулы-1. Благо, опыт...

Бразилия'2006

News image

    Последняя гонка "первой" карьеры Шумахера. Михаель отчаянно прорывался...

Кьялами

News image

Трасса Кьялами была открыта в 1961-м году, но первый...

Австрия'2002

News image

    Гран-При Австрии 2002 года. Рубенс Баррикелло идёт первым....

100%
-
+
4
Show options